Verification: 778454a55bc6be65
27 апреля 2017

Грех №3, маскирующийся под добродетель

Татьяна Баирампас
Первый, он же второй, грех руководителя – трусость, о котором уже знают читатели блога, не вызывает симпатии в любой ситуации. А вот следующий грех многим может показаться и не грехом совсем, а самой настоящей добродетелью - все потому, что он обычно скрывается под благодушной маской человеколюбия.

О чем же речь?

Представим, что руководителю компании нужен финансовый директор. Он формулирует требования к кандидату, размещает объявление, на которое тут же начинают откликаться соискатели. В этот момент жена руководителя напоминает ему, что ее родная сестра уже полгода без работы, а она, между прочим, владеет бухучетом и кристальной честности человек. Ну чем тебе не финдиректор?

Постепенно все хоть мало-мальски привлекательные должности в компании нашего руководителя оказываются занятыми его свояченицами, зятьями, шуринами, невестками и друзьями детства. В чем же можно обвинить этого человека, идущего навстречу семейным интересам и стремящегося помочь каждому хоть сколько-нибудь ближнему?

Впрочем, такое человеколюбие в профессиональных кругах называют иначе – кумовство. И причины его далеко не всегда ограничиваются сочувствием к нуждам родственников. Идя на поводу у бесконечных просителей должностей, руководитель, иногда даже не сознавая истинных мотивов, просто хочет окружить себя своими людьми. Банально побаивается ввязываться в добросовестный поиск высококлассных профессионалов, которых поди определи, потом с ними поди договорись, выстрой отношения, замотивируй. Иногда такой руководитель боится, как бы «чужие» не стали его обманывать и строить козни, и надеется, что уж «свои»-то на такое не способны. Стоит ли говорить, что грех человеколюбия-кумовства нередко связан все с той же трусостью. Именно она толкает руководителя на то, чтобы вместо выстраивания профессионального круга заменить его уже готовым, давно сложившимся и проверенным кругом родственников и друзей.

Разумеется, за эту слабость руководителю приходится расплачиваться – развитием, эффективностью, а иногда и самим бизнесом. Как правило, устроенные по родству или дружбе сотрудники не обладают необходимыми на занимаемых должностях компетенциями. Кроме того, с ними не работают классические стимулы развития сотрудника в компании: они не стремятся показать себя на испытательном сроке, утвердиться, сработаться с коллективом, в дальнейшем не ощущают непосредственной зависимости поощрений и бонусов от своих профессиональных достижений. Не боятся потерять уважение босса, быть оштрафованными или уволенными даже за самый серьезный промах. Все дело в том, что их положение в компании определяется не деловыми, а личными отношениями с руководителем. Можно уволить с предприятия, но из семьи же не уволишь.

И тут ловушка перед носом руководителя захлопывается. Он рассчитывал, что «свои» люди будут рядом с ним в его бизнесе долгие годы, и, к сожалению, не ошибся – ему от них действительно никуда не деться. В его руках нет реальных инструментов управления их эффективностью, и практически нет возможности кардинально поменять команду – связанные одной цепью, они медленно и верно тянут компанию на дно.
Была ли статья вам полезна?
Поделиться