Verification: 778454a55bc6be65
08 АПРЕЛЯ 2019

История услуги «Тайный покупатель»

Олег Лисин
Из глубины веков к нам не дошло имя купца, которому пришла в голову гениальная мысль: «Нужно попросить доверенного человека посетить магазин, чтобы проверить, как ведут себя наемные продавцы в отсутствие хозяина». С появлением денег и международной торговли проблема контроля качества обслуживания клиентов стала беспокоить собственников бизнеса. Исторические источники скупы на упоминание о проведении подобных мероприятий. Только индийские и китайские авторы вскользь упоминают о «клиентах-шпионах». Однако молчание летописцев вполне объяснимо: их занимали эпохальные события, битвы, сражения, покорение новых земель, а вовсе не дела купцов, обеспокоенных увеличением прибыли. С большой долей вероятности можно сказать, что первый тайный покупатель жил в Месопотамии – самом древнем очаге городской цивилизации.
Разработка теории и методики проведения исследования
До первой трети двадцатого века не существовало общепринятых правил проведения проверок торговых сетей. «Таинственный покупатель» выбирался владельцами бизнеса и менеджерами по собственным критериям. Компаний, специализирующихся на предоставлении такого рода услуг, на рынке не было.

В тридцатых годах двадцатого столетия в США появились первые теоретические статьи по данной тематике. Особенно интересными были работы Ричарда Лапьера. Его масштабное исследование трехсот отелей и ресторанов в восьми штатах до сих пор является классическим трудом, раскрывающим суть одной из парадоксальных поведенческих установок.

Через тридцать лет произошел новый всплеск интереса к услуге «Тайный покупатель». Это связано с тем, что конкурентная борьба на потребительском рынке предъявляла высокие требования к качеству подготовки продавцов электроники, автомобилей и других высокотехнологичных товаров. Именно тогда в Западной Европе и США данная услуга постепенно начинает постепенно переходить в аутсорсинг. На пространстве бывшего Советского Союза еще в девяностых годах предприятия с иностранным капиталом стали практиковать маркетинговые исследования. Сегодня ни одна серьезная компания с обширной сетью представительств не мыслит совершенствование собственного персонала без привлечения специалистов по оказанию услуги: «Тайный покупатель».

Была ли статья вам полезна?
Поделиться