До первой трети двадцатого века не существовало общепринятых правил проведения проверок торговых сетей.
«Таинственный покупатель» выбирался владельцами бизнеса и менеджерами по собственным критериям. Компаний, специализирующихся на предоставлении такого рода услуг, на рынке не было.
В тридцатых годах двадцатого столетия в США появились первые теоретические статьи по данной тематике. Особенно интересными были работы Ричарда Лапьера. Его масштабное исследование трехсот отелей и ресторанов в восьми штатах до сих пор является классическим трудом, раскрывающим суть одной из парадоксальных поведенческих установок.
Через тридцать лет произошел новый всплеск интереса к услуге «Тайный покупатель». Это связано с тем, что конкурентная борьба на потребительском рынке предъявляла высокие требования к качеству подготовки продавцов электроники, автомобилей и других высокотехнологичных товаров. Именно тогда в Западной Европе и США данная услуга постепенно начинает постепенно переходить в аутсорсинг. На пространстве бывшего Советского Союза еще в девяностых годах предприятия с иностранным капиталом стали практиковать маркетинговые исследования. Сегодня ни одна серьезная компания с обширной сетью представительств не мыслит совершенствование собственного персонала без привлечения специалистов по оказанию услуги:
«Тайный покупатель».