Verification: 778454a55bc6be65
08 февраля 2023

Как JustForBusy помогает в выработке ответственного поведения водителей

Олег Лисин
«ДТП у нас происходят каждый день, где-то 70% опрошенных пациентов не пристегнуты. Аргументы звучат такие: «Я хорошо вожу», «Со мной ничего не будет», — так говорит Заруи Газарян, травма­толог. Заруи работает в составе бригады реанимации, которая первая встречает пострадавших в ДТП.
По пристегиваниям есть статистика, и она отличается по регионам:
Это цифры из исследования компании «Джаст фо бизи», которое провели в августе 2022 года по дорожным камерам: в перечисленных регионах аудиторы проверили от двух до восьми тысяч машин. Собрать статистику по ремням на заднем сидении сложнее — пассажиры сзади просто не попадают на камеры, но скорее всего, там дела обстоят еще хуже.
Пассажиры такси пристегива­ются после просьбы водителя
Егор Рябков пять лет работает водителем такси в Твери, за это время он перевез пассажиров тринадцать тысяч раз. Полтора года назад Егор начал просить пассажиров пристегнуться.

— Пассажиры сами пристегиваются крайне редко. На переднем сидении, дай бог, половина, а на заднем — практически никто. Исключение составляют разве что иностранцы, они пристегиваются всегда.

Если пассажир пристегнулся сам, я с удивлением поднимаю бровь каждый раз. Можно даже сказать: «Ну красавчик!»

Большинство пристегиваются сразу после просьбы, только с некоторыми идет диалог: «А что, на заднем сидении разве нужно? Впервые слышу, меня всегда так возят».

В 2022 году Яндекс Такси провел опрос о ремнях безопасности среди пассажиров такси и получил такие результаты:

76% пользователей такси предпочитают ездить на заднем сиденье;

43% среди тех, кто ездит на заднем сиденье, регулярно пристегивают ремень безопасности;

86% пассажиров на переднем сиденье пристегивают ремень безопасности регулярно.

— Есть большая проблема, и она случалась с моими знакомыми. С пассажирами в салоне любое ДТП — это опасность попасть в тюрьму. По статье 238 Уголовного кодекса могут обвинить и доказать, что ты предоставлял услуги ненадлежащего качества, если пассажир пострадал. Конечно, водитель такси должен нести ответственность, но риски было бы неплохо минимизировать. Есть статистика ДТП, много материалов, видеоролики — существует вероятность убиться в самом пустяковом ДТП, если не пристёгнут.

Я сам попадал в ДТП, когда мне помог ремень безопасности. В моем случае мне перевернули машину на крышу и было два столкновения. И это буквально в километре от моего дома. Машина совершила кульбиты в воздухе и по итогу была списана в утиль, а я отделался синяками от ремня. Сработал пиротехнический преднатяжитель, и меня прижало к сиденью еще до переворота машины.

Раньше я шутил с пассажирами: мол, вам сзади до лобового стекла лететь дальше, чем мне, поэтому пострадаете вы сильнее. Еще иногда говорю, что сегодня месяц, как я за рулем.
77% пассажиров последуют вежливой просьбе водителя пристегнуться. Эта доля одинакова для людей разного пола и вне зависимости от того, где они предпочитают сидеть в такси.

Остальные 23% не будут пристегиваться либо последуют просьбе, но это вызовет у них дискомфорт. (Всё тот же опрос Яндекс Такси)
Иногда рассказываю историю своего ДТП. Можно сказать, что если пассажир пострадает в ДТП, мне придется сидеть в тюрьме, а ему — лежать в больнице или земле. Это всё легко изменить, просто нужно пристегнуться. Но если сам не пристегнут, просьба звучит фальшиво.

Я всегда езжу пристегнутым, и пассажиры это видят.
«А я лежу и не понимаю, есть ли у меня что-то ниже головы»
Рамилю Насибуллину 33 года, он живет в Москве, и 12 мая 2019 года Рамиль попал в ДТП. Он был не пристегнут, и с тех пор не может ходить.

— Мы с родителями решили съездить на майские к родным в Татарстан. Обратно выехали часов в девять вечера. Я был за рулем, но в четыре утра почувствовал, что засыпаю, и предложил папе поменяться. Мы остановились, перекусили и отдохнули. Я сел на заднее сидение, у нас там стояла большая сумка с вещами, я прислонился к ней и, как только закрыл глаза, моментально уснул. Уснул обычным человеком, а проснулся с суперспособностями.

Папа рассказывает, что со второстепенной дороги выехала машина, не уступив нам дорогу. Отцу пришлось уходить от столкновения, и наша машина врезалась в бетонный столб. Она не подлежала восстановлению, такой был удар.

Родители на передних сидениях были пристегнуты: у отца от удара о ремень сломалось ребро, у мамы — ключица, палец на руке и ушиб от ремня. А у меня перелом четвертого и пятого шейных позвонков. Я лежал калачиком, полетел по направлению движения и оказался зажатым головой, плечом и рукой между водительским и пассажирским креслами.

Проснулся от голоса мамы: «Рамиль, вставай, у нас произошла авария». А я лежу и не понимаю, есть ли у меня что-то ниже головы. Я вообще ничего не чувствовал. Потом я увидел краем глаза свое плечо и кисть, услышал, как мужчина говорит: «Не трогайте его, сейчас приедет скорая». Когда приехала скорая, меня начали вытаскивать, я почувствовал жуткую боль в шее и потерял сознание.


В прошлом году Рамиль прошел курс реабилитации в клинике «Три сестры», где мы с ним и встретились. Это пятый курс после аварии.

Тяжесть последствий ДТП для непристегнутых пассажиров в три раза выше, чем для пристегнутых
Обычно, когда говорят о статистике ДТП, уточняют количество смертей. Но кроме погибших, есть травмированные. Каждый год ГИБДД публикует отчет о количестве, причинах и последствиях ДТП. Отчет за 2021 год дает такие цифры:

  • погибли 15 тысяч человек;
  • пострадали — 170 тысяч.
Отчет за 2022 год еще не появился.

В этих 170 тысячах историй у кого-то ломается ключица — это больно и досадно, но проходит; кто-то остается обезображенным из-за травм лица; а кто-то оказывается в вегетативном состоянии.

Ремень безопасности — самый надежный способ защититься от тяжелых травм. Тяжесть последствий ДТП для непристегнутых пассажиров в три раза выше, чем для пристегнутых, в зависимости от места в автомобиле. Это значит, что на каждые 100 ДТП с пострадавшими:

  • среди непристегнутых погибли в среднем 14 человек;
  • среди пристегнутых — 5.
Уровень риска для пассажиров зависит от того, где они сидят. И этот риск резко снижается, как только щелкает застежка ремня:
Хирург Заруи рассказывает:

— Те, кто был пристегнут, чаще всего получают обширные линейные ссадины, ушибы мягких тканей по ходу ремня безопасности. Может быть перелом ключицы за счет сдавления в месте травмирующего агента. В этом нет ничего страшного.

Непристегнутые в лучшем случае ударяются лицом и телом о руль, подушку безопасности или переднее кресло. Для них характерны множественные переломы ребер — это опасно тем, что осколки ребер могут травмировать сосуды и внутренние органы.

Ситуация сильно ухудшается, если человек вылетает со своего места, особенно если он сидел сзади. Тогда его полет удлиняется — через переднее сидение в лобовое стекло. В этом случае вероятность травмировать голову и позвоночник значительно увеличивается, ломаются крупные трубчатые кости. В костях у нас есть жир, если он высвобождается в кровеносную систему, капельки жира закупоривают сосуды сердца, легких, мозга, это может привести к инфаркту или инсульту. Это называется жировая эмболия. Казалось бы, сломал бедро, а как следствие — тяжелое поражение головного мозга.


Обычно люди, которые не пристегиваются, ссылаются на собственную безопасность, мол, у них больше шансов выжить без ремня. Это неправда, и это подтверждают многочисленные краш-тесты. А главное, пассажир, который не пристегнут сзади, с силой бьет по тем, кто сидит спереди. Даже на небольшой скорости.

Почти 80% людей на передних сиденьях могли выжить в ДТП, если бы пассажиры сзади них были пристегнуты.
«Мама думала, что я полежу денек и сам приеду домой»
Авария, в которую попал Рамиль, случилась во Владимирской области:

— Самое смешное, что сначала родителям сказали, что у меня там ушиб и отек спинного мозга, когда это пройдет, я встану и пойду. Мама думала, что я полежу денек и сам приеду домой. Но в итоге оказалось иначе. Я пролежал в реанимации в Коврове два с половиной дня, пока все думали, как меня перевезти. Сестра приехала за мной с подругой, они заказали машину реанимации, потому что в дороге со мной могло произойти что угодно. Мы благополучно доехали, и 15-го числа мне сделали операцию в Москве, в институте Склифосовского. А потом начался мой путь реабилитации.

До аварии Рамиль занимался конькобежным спортом — он кандидат в мастера спорта в этом виде.

— Я люблю спорт, и он мне сейчас помогает взять себя в руки, добиваться целей. Я играл в футбол до аварии в любительской команде в своем районе, ходил в тренажерный зал. Я ездил каждые каникулы на спортивные сборы, и тамошняя дисциплина даже в армии мне помогла. Сейчас, спустя три года после аварии, всё равно внутри вот этот стержень — не сдаваться, двигаться вперед. Он помогает мне по жизни.

Целеустремленность Рамилю нужна и в клинике реабилитации, где каждый день наполнен занятиями. Вот расписание одного дня:

  • 7:00 подъем
  • 8:00 гидрованна, нужно приехать заранее, чтобы тебя положили, переодели и отвезли, занятие длится полчаса
  • 9:00 занятие по эрготерапии на сорок пять минут
  • 10:00 физическая терапия
  • 11:00 занятие с психологом
  • 12:00 опять физическая терапия, потом есть двадцать минут на обед
  • 13:00 массаж на полчаса
  • 14:00 физиотерапия
  • 16:00 специальный велосипед, к которому подключаются ноги
  • Потом ужин и свободное время.
Рамиль проходит два курса реабилитации в год, каждый длится по три недели. Их оплачивает государство. Если повезет, Рамиль получает еще курсы благодаря сборам через фонды.

Один курс реабилитации у Рамиля стоит около трехсот тысяч рублей. Для более тяжелых пациентов суммы могут доходить до миллиона.
Последствия травм: потеря памяти, невозможность двигаться, нарушение счета
В той же клинике «Три сестры», в которой проходит реабилитацию Рамиль, работает физический терапевт Сергей Иваненко. Он 10 лет занимается восстановлением пациентов, например, после ДТП. Эти пациенты не могут сами двигаться, чистить зубы, ходить в туалет, держать ложку, а еще они часто испытывают боль после травм. Сергей помогает вернуться к самостоятельности настолько, насколько это возможно.

— Среди характерных последствий ДТП для непристегнутых людей самые тяжелые — это черепно-мозговые травмы с повреждением головного мозга. Есть такой диагноз — диффузное аксональное повреждение. За счет мощного сотрясения повреждаются все аксоны в голове. Такие люди к нам попадают в вегетативном состоянии. Сердце бьется, легкие дышат, кишечник работает, но у них полностью отсутствуют функции высшей нервной деятельности. Они не реагируют на тактильные раздражители, имя, визуальный стимул. Только на боль, но это уже глубокие мозговые рефлексы, а кора не отвечает.

Если травма средней тяжести, то остаются грубые нарушения движения. Если это было боковое столкновение, с той стороны, где был удар, у пациента будет больше повреждений головного мозга, обширнее смерть нейронов головного мозга. Наша физиология так устроена, что если поражается левая часть головного мозга, то движение нарушается в правой части тела. И вот если происходит с одной стороны удар, то с другой стороны у человека будет больше нарушение движения.

Еще с ЧМТ всегда идет нога в ногу такая штука, как повышенный тонус, или спастика. Это непроизвольное сокращение мышц руки и ноги, которое приводит конечность в определенные, шаблонные положения. Как правило, нога выпрямлена, и это приводит к деформации стопы. Это устойчивые деформации, которые уже нельзя руками или каким-то консервативным методом исправить. И то же самое с рукой. Само по себе это не болезненно. Больно, когда мы начинаем с этим работать, пытаться растянуть, чтобы вывести руку или ногу в нормальное положение физиологичное.

Зачастую с такими поражениями присутствует еще и нарушение когнитивной сферы. Человек может быть агрессивным — это уже нарушение психики, либо человек, наоборот, будет депрессивен, плаксив, может быть потеря памяти, сознания, внимания, нарушение счета. В общем, всё, что связано с мозговой деятельностью. Но человек в сознании, с ним можно общаться, он идёт на контакт, выполняет задания, и работа происходит легче, конечно. Прогнозы лучше, чем у пациентов в вегетативном состоянии.

Если речь идет о переломах позвонков и поражении спинного мозга, то человек головой соображает, но ниже места поражения ничего не двигается. Если это шейный уровень, то это, конечно, печальнее всего, потому что не работают даже руки.


После ДТП, в котором серьезно пострадал человек, меняется и жизнь его семьи: на них ложатся заботы об организации реабилитаций, эмоциональная поддержка, и даже быт приходится радикально перестраивать. Иногда нужно перестроить квартиру, чтобы человек мог заехать на коляске, помыться, доехать до кухни, достать до нужного ящика. Эти вопросы прорабатываются во время реабилитации на занятиях эрготерапией, то есть восстановлением повседневной жизни пациента.

При этом у родственников возникает неочевидная задача — не переусердствовать с помощью. Сергей рассказывает, как гиперопека и желание помочь мешают реабилитации:

— Родители или родственники пытаются всё сделать за пациента. Тело отвыкает от самостоятельности, и приходится восстанавливать всё заново. Поэтому мы очень много работаем с родственниками, говорим, что он должен выполнять сам.


Три года Рамиль и его семья при поддержке специалистов-реабилитологов возвращают возможности, о которых в обычной жизни мы даже не задумываемся: перевернуться в кровати, сесть, удержать баланс сидя, посидеть на краю кровати со спущенными ногами и не держась руками, лечь и встать из положения сидя, пройтись, подняться с пола, сесть на корточки, пробежаться, подняться по ступеням.
Через лобовое стекло лучше не вылетать
Распространенная причина, по которой люди отказываются пристегиваться, — миф, что лучше вылететь через лобовое стекло. Мол, это безопаснее, чем если машина утонет или загорится.

Возгорание автомобиля — редкое явление, которое происходит в тяжелых авариях:

  • 15% тяжелых ДТП включают вызов МЧС;
  • в 4% случаях из этих пятнадцати МЧС проводит пожаротушение;
  • получается, что вероятность оказаться в горящей машине в тяжелой аварии — 0,6%.
Утопление автомобиля — настолько редкий случай, что не отображается в статистике. Зато столкновение — это 50% всех ДТП,а при столкновении лучше быть пристегнутым.

Егор, водитель такси, объясняет этот миф тем, что раньше стекла крепились в машинах иначе:

— К сожалению, этот миф никакого отношения к реальности не имеет. Родился он, наверное, еще в те времена, когда лобовые стекла устанавливались в автомобиль на резинках. Эти времена давно ушли, и современные автомобили имеют вклеенные лобовые стекла, они очень прочные. Прежде чем его выбить, сначала сломаешь себе шейные позвонки.

Заруи, хирург-травматолог, рассказывает, что происходит с человеком при вылете в лобовое:

— В первую очередь ломаются кости черепа и позвонки, потому что кинетическая сила приложена к голове, и дальше всё это проходит ко всем остальным костям. Остальные повреждения характеризуются тем, с чем дальше человек столкнулся, выбив лобовое стекло. Если он где-то повис на капоте, а не прорезался ли он грудной клеткой или животом?

Если он повис на капоте, он мог получить множественные раны головы, грудной клетки, передней брюшной стенки, конечностей. При этом глубина порезов не всегда говорит о серьезности внутренних повреждений. А закрытые травмы очень опасны, потому что сразу не определить, что именно внутри повреждено и сколько у нас времени, чтобы спасти человеку жизнь, — часы, минуты? К тому же часто бывает, что человек попадает под колеса собственной машины или под другую машину. Если бы он остался в своей машине, может быть, и отделался бы переломом пары ребер или руки. Это мнение, что лучше вылететь, не сочетается с реальностью. Лучше не вылетать из машины.

Физиотерапевт Сергей работает с пациенткой, которая попала в такую ситуацию:

— У нас в центре есть пациентка. Мужчина ехал пристегнутый, а она нет. В итоге мужчина остался с царапинами, а она получила шейную травму и сейчас обездвижена ниже шеи. Она вылетела в лобовое стекло.

Предотвратить аварию и смягчить последствия
В России люди гибнут в каждом одиннадцатом ДТП, и количество смертей и тяжелых травм сократится, если все начнут пристегиваться. В по-настоящему серьезных авариях ремень не спасает, но главное, что он делает, — снижает серьезность травм и не дает погибнуть в легком ДТП.

В системах безопасности есть две стратегии: предотвратить плохое событие и смягчить последствия, если предотвратить не удалось. Эти стратегии не конкурируют, а дополняют друг друга. Требования соблюдать правила предотвращают ДТП, а аптечка, подушка безопасности и ремень — смягчают последствия. Трудность в том, что ремень — самая эффективная мера смягчения — не включается сам по себе, а требует действия: сел в машину — пристегнулся.

Чаще всего ДТП случаются при стечении нескольких факторов: ключевого и дополнительных. Они накладываются, и получается ситуация, когда один водитель едет слишком быстро ночью, у другого не горят задние габариты, и всё это происходит на неосвещенной дороге. Формально виноват тот, кто превысил скорость, но если бы вдоль дороги горели фонари, аварии бы не случилось.

Самый частый ключевой фактор — нарушение правил дорожного движения — 87% случаев.
Как пристегиваться, чтобы уберечь себя
Самим ремнем тоже можно травмироваться, особенно если он пристегнут неправильно. Поэтому, кроме факта пристегивания, важно проверить, чтобы ремень лежал на теле вот так:
Эти правила работают одинаково для водителей и пассажиров спереди и сзади.
«Спина начала включаться потихоньку»
Рамиль рассказывает о прогрессе за время реабилитации:

— За три года я достиг больших результатов: руки включились, спина начала включаться потихоньку. В 2020 году я лежал в палате и представлял, как пальцами шевелю. И потом пришел врач, мы начали собираться на процедуры, и я говорю: «А посмотри, пожалуйста, там шевелится палец?» И он говорит: «Да!»

Я ездил на электрической коляске, теперь я пересел на простую, начинаю сам крутить колеса — это большой плюс для меня. И, кстати, именно в этом заезде в «Три сестры» получается уже самому потихоньку ездить на занятия. Я выезжаю сам и сам подъезжаю к лифту, нажимаю кнопки.

Почему люди пристегиваются
А теперь примеры людей, которые однажды начали пристегиваться и требуют этого от других.
— Как-то легким морозным утром увидел ДТП, в котором такая же, как моя, жига с автобусом столкнулась. И вроде стоит почти целая, ДТП небольшое, скорость явно была в пределах городской, у автобуса вообще только царапины. А на лобовом стекле жиги такой типичный паучок из разбитого триплекса — место, куда непристегнутый парень примерно моего возраста прилетел прямо четко лбом. И сломал шею у основания. И рядом лежит на асфальте накрытый. Остывает. И вот этот вид трупа сразу дал понимание, что пристегнутый ремень — даже самый старый, пачкающий и неудобный — всё равно бы спас ему жизнь, как-то поставило в голове всё на свои места. Больше ни метра в жизни не проехал непристегнутым. А уж в нормальных машинах, где ремень сделан грамотно и жить не мешает, тут уже вообще проблемы не было, выработался рефлекс.
— Очень страшно за детей, которые с заднего могут запросто вылететь вперед при ДТП. Поэтому я пристегиваюсь всегда, даже в такси на заднем сидении, чтобы детям подавать пример.
— Сзади стала пристегиваться после того, как отец не заметил лежачего полицейского, и я улетела головой в потолок. И голова, и потолок выжили, но повторять этот опыт больше не хочется.
— Посмотрела ролик, как во время аварии один непристегнутый пассажир летает по всей машине и убивает остальных. С тех пор у меня пристегиваются все. Даже те, кто ноет, что его «ремень душит» и «камер нет, не парься».
— После видео в одном из выпусков Top Gear, с манекенами. Различия между пристегнутыми и теми, кто не пристегнулся, были слишком впечатляющими.
— В детстве папа всегда в машине поворачивался к нам с сестрой и говорил: «Девочки, пристегиваемся!» С тех пор всегда так и делаем.
Полный текст статьи читайте на сайте ГЛАДЛАКС
Была ли статья вам полезна?
Поделиться